Способы защиты от мошеннических действий с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Федеральным законом от 23.04.2018 № 111-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» усилена уголовная ответственность за хищение денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, путем дополнения части 3 статьи 158 УК РФ пунктом «г» - кража, совершенная с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 159.3 УК РФ).
Результаты статистических данных, свидетельствуют о возросшем числе подобных преступлений, которым, как показывает практика способствует недостаточная осведомленность граждан о необходимых мерах по предупреждению хищений денежных средств при использовании банковских карт.
Для предотвращения противоправных действий по снятию денежных средств с банковского счета необходимо исходить из следующего.
Сотрудники банка никогда по телефону или в электронном письме не запрашивают:
• персональные сведения (серия и номер паспорта, адрес регистрации, имя и фамилия владельца карты);
• реквизиты и срок действия карты;
• пароли или коды из СМС-сообщений для подтверждения финансовых операций или их отмены;
• логин, ПИН-код и CVV-код банковских карт.
Сотрудники банка также не предлагают:
• установить программы удаленного доступа (или сторонние приложения) на мобильное устройство и разрешить подключение
к ним под предлогом технической поддержки (например, удаление вирусов с устройства);
• перейти по ссылке из СМС-сообщения;
• включить переадресацию на телефоне клиента для совершения
в дальнейшем звонка от его имени в банк;
• под их руководством перевести для сохранности денежных средств на «защищенный счет»;
• зайти в онлайн-кабинет по ссылке из СМС-сообщений или электронного письма.
Банк может инициировать общение с клиентом только для консультаций по продуктам и услугам кредитно-финансового учреждения, и звонки совершаются с номеров, указанных на оборотной стороне карты, на сайте банка или в оригинальных банковских документах, другие номера не имеют никакого отношения к банку.
Стоит учитывать, что держатель карты обязан самостоятельно обеспечить конфиденциальность реквизитов и в этой связи избегать:
• подключения к общедоступным сетям Wi-Fi;
• использование ПИН-кода или CVV-кода при заказе товаров и услуг через сеть «Интернет», а также по телефону (факсу);
• сообщений кодов третьим лицам (в противном случае любые операции, совершенные с использованием ПИН-кода или CVV-кода, считаются выполненными самим держателем карты и нем могут быть опротестованы);
Также при использовании банкоматов отдавайте предпочтение тем, которые установлены в защищенных местах (в госучреждениях, офисах банков, крупных торговых центрах).
При использовании мобильного телефона соблюдайте следующие правила:
• при установке приложений обращайте внимание на полномочия, которые они запрашивают, будьте особенно осторожны, если приложение просит права на чтение адресной книги, отправку СМС-сообщений и доступ к сети «Интернет»;
• отключите в настройках возможность использования голосового управления при заблокированном экране.
При оплате услуг картой в сети «Интернет» требуется всегда учитывать высокую вероятность перехода на поддельный сайт, созданный мошенниками для компрометации клиентских данных, включая платежные карточные данные.
Обращаем особое внимание на необходимость использования только проверенных сайтов, внимательного чтения текстов СМС-сообщений с кодами подтверждений, проверки реквизитов операций.
При возникновении малейших подозрений насчет предпринимаемых попыток совершения мошеннических действий следует незамедлительно уведомлять об этом банк.
Соблюдение указанных мер по предупреждению мошеннических действий с использованием информационно-телекоммуникационных технологий помогут Вам обезопасить себя от противоправных действий.
Меры государственной поддержки детей-инвалидов
Порядок установления инвалидности, гарантии прав инвалидов, предоставляемые им меры поддержки регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а также иными законами и подзаконными нормативными правовыми актами.
Действующее законодательство предусматривает дополнительные гарантии детям-инвалидам, а также наделяет их особыми правами в сфере образования, реабилитации и оздоровления, обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и др.
Так, дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входят: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При этом лицам, сопровождающим детей-инвалидов, на тех же условиях предоставляется путевка на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно.
Государство гарантирует детям-инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Обеспечение техническими средствами реабилитации и изделиями осуществляется в соответствии с разработанной ребенку-инвалиду ИПРА путем: предоставления соответствующего технического средства (изделия); оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия); предоставления компенсации стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации; приобретения технического средства реабилитации с использованием электронного сертификата.
Следует отметить, что при реализации права на получение компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, размер возмещаемых денежных средств определяется от стоимости аналогичного средства реабилитации по исполненному государственному контракту на дату подачи инвалидом (законным представителем) заявления. При этом, если фактическая стоимость технического средства реабилитации и (или) услуги меньше, чем определенный размер компенсации, возмещению подлежат только фактические затраты инвалида.
Детям-инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (наличие специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций и др.). При невозможности обучения детей-инвалидов в образовательных организациях создаются условия для получения образования на дому.
Кроме того, дети-инвалиды имеют первоочередное право на предоставление мест в дошкольные образовательные учреждения, а также преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний (в случае их проведения) и при прочих равных условиях.
Понятие конфликта интересов в законодательстве
Согласно положениям Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (далее – служащие), влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
К таким лицам (служащим) относятся:
1) государственные и муниципальные служащие;
2) служащие Центрального банка РФ, работники, замещающие должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых РФ на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
3) работники, замещающие отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
4) иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Под личной заинтересованностью следует понимать возможность получения служащими доходов в виде: денег; имущества, в том числе имущественных прав; услуг имущественного характера; результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ).
При этом получателями таких благ могут быть не только сами служащие, но и иные лица, а именно:
1) Лица, состоящие со служащим в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей);
2) Граждане или организации, с которыми служащий или лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве (указанные в п. 1), связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в связи с чем, как только ему станет известно о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, обязан уведомить работодателя.
Работодатель в свою очередь обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а именно изменить должность или служебное положение служащего, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей.
Важно знать, что непринятие служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по его предотвращению или урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение служащего.
Административная и уголовная ответственность юридических и физических лиц за совершение коррупционных правонарушений.
В силу п.1 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний, от имени или в интересах юридического лица.
Согласно ст. 14 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
При этом, в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», если лицо уволено в связи с утратой доверия, т.е. за коррупционное нарушение, то оно заноситься в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее - реестр), сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр. Данный реестр размещается в сети «Интернет».
Так, например к коррупционным нарушениям относятся деяния указанные в ст. 19.28 КоАП РФ, незаконное вознаграждение от имени юридического лица, а именно, Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.
Влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Статья 19.29 КоАП РФ, незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего, либо бывшего государственного или муниципального служащего.
Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
За коррупционные нарушения предусмотрена уголовная ответственность.
Так, за дачу взятки предусмотрена уголовная ответственность по ст. 290 УК РФ, Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.
Статья 291 УК РФ. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу). Наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.
Статья 291.1. УК РФ, Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере. Наказывается штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы взятки или без такового.
Ответственность за распространение экстремистских материалов
На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определено, что экстремистскими материалами являются предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Так, предусмотрена административная ответственность за массовое распространение признанных запрещёнными экстремистских материалов; за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
Уголовная ответственность предусмотрена за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства; организацию экстремистского сообщества, организацию деятельности экстремистской организации.
Ответственность за заведомо ложное сообщение о террористическом акте.
Санкция статьи 207 Уголовного кодекса Российской Федерации за заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
При этом уголовная ответственность за указанное преступление наступает с момента достижения лицом 14 - летнего возраста.
В современных условиях имеется техническая возможность установить лицо, позвонившее на телефон специализированной службы, поскольку рабочие места дежурных специализированных служб оборудованы устройствами определения номера и иными техническими устройствами, с помощью которых можно индивидуализировать лицо, обратившееся в службу и сообщившего ложное сообщение.
Виновное лицо может нести гражданскую ответственность в судебном порядке по компенсации расходов, связанных с вызовом специализированных служб на место предполагаемого террористического акта.
Изменен порядок прекращения уголовных дел в связи с истечением сроков давности уголовного преследования
Конституционным Судом Российской Федерации признаны не соответствующими основному закону п. «в» ч. 1 ст. 78 Уголовного кодекса РФ и ч. 2 ст. 27 Уголовно-процессуального кодекса РФ в той мере, в какой они – допуская в своей взаимосвязи продолжение уголовного преследования после истечения срока давности уголовного преследования в случае, если подозреваемый (обвиняемый) возражал против прекращения по данному нереабилитриующему основанию, – не гарантируют достижение в разумные сроки определенности правового положения такого лица применительно к подозрению или обвинению в совершении преступления.
В соответствии с решением органа конституционного контроля федеральному законодателю необходимо внести изменения в действующее правовое регулирование.
Впредь до внесения надлежащих изменений продолжение расследования по истечении срока давности уголовного преследования, когда подозреваемый (обвиняемый) возражает против прекращения по данному нереабилитриующему основанию, допускается в срок, не превышающий 12 месяцев со дня истечения срока давности уголовного преследования.
По истечении указанного срока, если уголовное дело не передано в суд, оно подлежит прекращению и без согласия на то подозреваемого или обвиняемого.
Фигурант уголовного дела вправе обжаловать решение органа расследования в суд, который обязан разрешить жалобу по правилам, предусмотренным ст. 125.1 УПК РФ.
Вводимый порядок начинает применяться по уголовным делам о преступлениях:
небольшой тяжести – через 3 месяца,
средней тяжести – 6 месяцев,
тяжких – 10 месяцев,
особо тяжких – 1 год.
Такое решение принято Конституционным Судом Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы заявителя (Постановление от 18.07.2022 № 33-П).
Безвозмездные выплаты мобилизованным и членам их семей освобождены от НДФЛ и страховых взносов.
Федеральным законом от 21.11.2022 № 443-ФЗ внесены изменения в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Согласно изменениям, безвозмездные выплаты в порядке материальной поддержки (например, выплата работодателем мобилизованного средств для сбора ребенка в школу, выделение из бюджета субъекта РФ денег на покупку добровольцам теплой одежды, материальная помощь от организации на приобретение лекарств), и передача имущества (например, экипировка) призванным в ходе частичной мобилизации, добровольцам и контрактникам, участвующим в специальной военной операции, а также членам их семей освобождены от обложения НДФЛ и страховыми взносами.
Источник выплаты не имеет значения для освобождения от налогообложения. Это могут быть как работодатели, так и органы власти субъектов Российской Федерации.
Важно: указанные доходы освобождаются от обложения НДФЛ и страховыми взносами автоматически. Таким образом, от мобилизованных лиц, военнослужащих-контрактников, добровольцев, членов их семей не требуется представлять налоговому органу какие-либо заявления и подтверждающие документы.
Компания не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков, если контракт не исполнен из-за ограничений зарубежных стран
Неисполнение обязательств по контракту вследствие обстоятельств непреодолимой силы, к которым относится нарушение логистических цепочек из-за введенных ограничительных мер, не является основанием для включения компании в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП).
Некоторые организации столкнулись с невозможностью приобрести продукцию импортного производства и выполнить условия контракта в полном объеме. В ряде случаев заказчики отказываются от исполнения контракта в одностороннем порядке, ссылаясь на неисполнение поставщиками своих обязательств. По мнению Федеральной антимонопольной службы России, такого рода ситуации являются обстоятельствами непреодолимой силы и не должны приводить к включению сведений о поставщиках в РНП.
К такому выводу ФАС России пришла после рассмотрения ряда обращений. Так, например, в одном случае был заключен контракт на закупку рентгеновской стоматологической системы. Исполнитель после заключения контракта получил от поставщика иностранного оборудования сообщения о возможном срыве срока поставки товара. Кроме того, поставщик внес существенные изменения в условия контракта, изменив страну происхождения оборудования. Исполнитель уведомил заказчика обо всех изменениях, однако не получил ответа. В результате заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и потребовал внести сведения о компании в РНП.
В другом случае был заключен контракт на поставку компьютерного томографа зарубежного производства. Официальный дилер производителя сообщил исполнителю контракта о невозможности поставки оборудования из-за ограничительных мер. Исполнитель уведомил заказчика о невозможности поставки томографа ввиду существенных изменений условий и предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон. Тем не менее, заказчик не принял предложение и отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, а также обратился в ФАС России с требованием внести сведения о компании в РНП.
В обеих ситуациях после рассмотрения материалов комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что контракты не исполнены вследствие обстоятельств непреодолимой силы, и не включила информацию об исполнителях в РНП.
О негативных последствиях увольнения матери-одиночки.
В соответствии с требованиями ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации, расторжение трудового договора с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет, по инициативе работодателя не допускается, за исключением случаев ликвидации организации или по вине самого работника (допущение неоднократных дисциплинарных проступков, прогулов, предоставление подложных документов и иных частных случаев).
Приведем пример из судебной практики.
Суть дела: Работодатель решил сократить сотрудницу и запросил сведения о ней в органах соцзащиты. Ему сообщили, что женщина не является одинокой матерью, и он уволил ее. Сотрудница обратилась в суд.
По решению суда женщину восстановили на работе, признав увольнение незаконным (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27.06.2022 по делу № 88-14515/2022).
Обоснование принятого судом решения следующее: ссылки ответчика в кассационной жалобе на отсутствие у работницы статуса «одинокая мать», судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку правового значения указанный статус для разрешения спора не имеет, поскольку в соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 года № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» к одиноким матерям может быть отнесена женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности, без отца, уклоняющегося от исполнения своих родительских обязанностей, т.е. указанный перечень не является исчерпывающим.
Таким образом, даже если статус матери-одиночки не подтвердила социальная служба, уволить или сократить такого работника всё равно нельзя. Следует помнить, что одинокая мать – это женщина, фактически воспитывающая детей без отца.