В старину "бутырками" называли небольшие селения, отделенные от города лесом или полем. Таким селением, отделенным от Москвы широким полем, Бутырский хутор оставался вплоть до XVIII века. А первое упоминание о Бутырках относится к XIV веку, к временам Ивана I Даниловича, прозванного Калитой. В XVI веке это уже поселение крестьян и ремесленников. Через нынешнюю Бутырскую улицу проходил древний путь в город Дмитров. Здесь находилась пригородная деревня Бутырка (Бутыркино), принадлежавшая боярину Никите Романовичу Захарьину, деду Михаила, первого царя из рода Романовых. В 1623-24 годах она перешла к его сыну, боярину Ивану Романову. В то время Бутырка насчитывала всего два крестьянских двора, к 1647-48 годам число дворов перевалило за десять. Здесь была выстроена деревянная церковь Рождества Богородицы, и деревня стала называться село Рождествено на Дмитровской дороге. "В селе - пашенных крестьян 12 дворов, людей 31 человек; промышленных, работных и бобыльских дворов 67, людей 120 человек".
В 1667 году село Бутыркино было отдано "под селитьбу" солдатам Бутырского полка, старейшего на Руси. В конце XVII века Бутырским солдатским полком командовал любимец Петра I, генерал и контр-адмирал Патрик Гордон, шотландец на русской службе. Полк участвовал в Чигиринских, Крымских и Азовских походах, сражался под Полтавой в 1709 году. В мирное время воины - бутырцы разводили огороды, занимались различными ремеслами; будучи освобождены от торговых пошлин, держали лавки. Древние Бутырки помнят и самого Петра, жившего здесь в декабре 1704 года в ожидании пленных шведов перед своим триумфальным въездом в Москву. Триумф устраивался в честь взятия Дерпта, Нарвы, Иван-города.
В 1682-84 годах на месте крохотной деревянной церковки в Бутырской слободе был возведен величественный собор Рождества Богородицы. Этот ценный архитектурно-исторический памятник не сохранился, и в наши дни о нем напоминает лишь остаток шатровой колокольни, стоящий на проезжей части Бутырской улицы. В 1742 году город вплотную придвинулся к Бутырской солдатской слободе. У начала Бутырской улицы проходил Камер-Коллежский вал с заставой, также именовавшийся Бутырской. Вскоре полк был переведен в Смоленск, а в 1767 году военное ведомство передало слободу в ведение полиции. Сенат включил Бутырскую слободу в состав города, причислив к 5-й Сущевской части и разбив на два квартала. Были поставлены будки для караульных, присылаемых с обывательских дворов. К 1808 году слобода располагалась на 807 гектарах земли, принадлежавшей церкви. Домов насчитывалось 134. Отсюда же, из бутырских прудов, вытекала река Неглинная.
После окончания Отечественной войны 1812 года слобода превратилась в модную среди московской знати дачную местность. Здесь располагались дачи Н.И. Бестужева, Д.Ф. Репниной, князя Долгорукова. В 1823 году за Бутырской слободой была основана учебно-опытная база Московского высшего зоотехнического института "Бутырский хутор". После открытия в 1865 году Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева) оживилось дачное строительство, а движение настолько возросло, что в 1886 году городские власти пустили от Бутырской заставы до академии паровой трамвай. В 1899 году к Бутыркам подошла линия первого московского электрического трамвая. К этому же году был построен Савеловский вокзал. После Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на территории Бутырского хутора началось массовое строительство 3-5-этажных жилых зданий в комплексе с объектами промышленности, торговли и культуры. На месте бывших проездов Бутырского хутора возникли новые современные улицы: Гончарова (это название улица получила в 1958 г.), Добролюбова (1958 г.), Руставели (1958 г.), Фонвизина (1958 г.), Яблочкова (1958 г.), Милашенкова (1964 г.). Границы района проходят по трем участкам железных дорог - Октябрьской, Савеловской и Рижской, что нашло отражение в его гербовом знаке.
Хорошо развита инфраструктура района. Имеются три станции метрополитена (Савеловская, Дмитровская, Тимирязевская), три железнодорожные станции (Тимирязевская, Останкино и Москва - Савеловская), один вокзал - Савеловский, по территории района проходит 7 маршрутов автобусов и 6 троллейбусов. В 2004 году была пущена в эксплуатацию монорельсовая транспортная системас неполным режимом работы. В 2005 г. планируется перевести ее на полный режим.
Район является достаточно развитым в промышленном отношении. На его территории располагаются 200 предприятий, организаций и учреждений, их них крупных и средних предприятий - 64. Это завод плавленных сыров ЗАО "Карат", Останкинский мясоперерабатывающий комбинат, Пивоваренный завод, завод бараночных изделий, Хладокомбинат № 9, многие другие предприятия пищевой промышленности.
Достаточно развита сеть предприятий потребительского рынка и услуг. Обеспеченность торговыми площадями на 1 тысячу жителей состовляет по продовольственной сети 198%, по непродовольственной - 820%.
Для жителей в районе работают 6 общеобразовательных школ, 1 вечерняя школа, спортивная школа, 2 колледжа, институт права, медицинское училище, финансово-экономическая школа, 15 детских дошкольных учреждений, 2 библиотеки, тетар-студия под руководством В. Спесивцева, 6 медицинских учреждений. Есть и районный парк по ул. Гончарова - излюбленное место отдыха жителей, самый зеленый островок, в районе. Готовится к сдаче велодром класса "А" по адресу: ул. Яблочкова, 41-43, где будут готовиться спортсмены международного класса по велоспорту.
В раойоне плодотсворно работают организации, оказывающие большую помощьв решении социальных вопросов: Совет ветеранов войны и труда, Региональная общественная организация инвалидов "Берегиня 21 век", Местная районная общественная организация инвалидов и учреждения социальной защиты: Управление социальной защиты населения Бутырского района, Комплексный центр социального обслуживания "Бутырский", отделение Пенсионного Фонда РФ. Функционирует Храм РОждества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе.
|